Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Медведев играет в открытость, чтобы привлечь в Россию новые технологии

© POOL / Перейти в фотобанкПрезиденты России и Франции Д.Медведев и Н.Саркози
Президенты России и Франции Д.Медведев и Н.Саркози
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На 14-м Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге Россия сделала все, чтобы показать свою доброжелательность и позитивный настрой. В этой связи президент Дмитрий Медведев произнес в пятницу речь с явно ощутимыми лирическими нотками: «Россия должна стать привлекательной страной, куда будут стремиться люди в поисках самореализации. Таковы цели нашей модернизации».

На 14-м Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге Россия сделала все, чтобы показать свою доброжелательность и позитивный настрой. В этой связи президент Дмитрий Медведев произнес в пятницу речь с явно ощутимыми лирическими нотками: «Россия должна стать привлекательной страной, куда будут стремиться люди в поисках самореализации. Таковы цели нашей модернизации».

Снижение налогов

Российский лидер рассказал сидящим в зале иностранным инвесторам о целой серии задуманных им конкретных мер. Он говорил о снижении налогов для предприятий, поддержании инфляции на уровне ниже 9% в год (тогда как последние два года ее уровень достигает двузначной отметки), упрощении бюрократических процедур для бизнесменов и вхождении страны в ВТО и ОЭСР (этот процесс тянется уже целую вечность). В его планы также входит возобновление приватизации и сокращение числа «стратегических» (то есть закрытых для иностранного капитала) предприятий с 208 до 41.

Дмитрий Медведев попытался убедить слушателей в том, что «в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной благополучия граждан, обеспечивающегося интеллектуальными ресурсами». Начинать идти к этому, по-видимому, придется практически с нуля, так как в настоящее время три четверти доходов бюджета приходится на сырье.

Присутствовавший в субботу на форуме Николя Саркози говорил о планах по экспорту французских технологий в Россию, которая намеревается незамедлительно за них рассчитаться. Это касается автомобильной (Renault и PSA) и ядерной промышленности (EDF), углеводородов (Total и GDF), а также военно-технического сотрудничества (проект продажи четырех вертолетоносцев «Мистраль»). Президент и французские промышленники возлагают большие надежды на восстанавливающийся рынок страны с населением 143 миллиона человек. По прогнозам Всемирного банка, рост экономики России в этом году должен достичь 4,5%.

«Общая сумма подписанных в Санкт-Петербурге контрактов должна составить несколько миллиардов евро», - заявил на днях экономический советник президента Медведева Аркадий Дворкович. В частности петербургский форум может стать почвой для подписания «меморандума о взаимопонимании для расширения производственных мощностей французских фармакологических предприятий в России».

Заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дементьев со своей стороны подчеркнул, что приобретение Sanofi завода в Орловской области является лишь «первым шагом» и что Servier, у которой уже есть производственный центр в Подмосковье, также намеревается «расширяться».

Привлечение инвесторов

Инициативы Дмитрия Медведева идут вразрез с планами его предшественника, который намеревался превратить Россию в «энергетическую сверхдержаву». В этом году Владимир Путин не стал портить атмосферу форума громкими высказываниями и заявлениями. В прошлый же раз он украл у президента главную роль, устроив публичное унижение олигарху в своей тщательно продуманной демагогической речи. Он также смешал тогда все карты Дмитрию Медведеву, объявив о том, что Россия будет вступать в ВТО лишь вместе со своими союзниками Белоруссией и Казахстаном. Тем не менее, отказавшись в столь резких тонах от планов индивидуального вступления в ВТО, он все был вынужден позднее к ним вернуться.

Таким образом, Путин сейчас оставляет Медведеву свободу действий для привлечения инвесторов, однако нет никаких сомнений в том, что он еще легко может перетянуть одеяло на себя.    


Французские предприниматели вновь верят в Россию

Danone верит в Россию. Компания Франка Рибу (Franck Riboud) объявила о старте нового крупного проекта. Она планирует объединить свои молочные активы с российским «Юнимилком», получив в итоге совместное предприятие, 57,5% которого будут принадлежать французской стороне. Причем в период с 2014 по 2020 год доля Danone может возрасти до 100%. В случае если проект будет успешно реализован, Россия станет вторым крупнейшим рынком Danone (после Франции) с объемом продаж в 1,5 миллиарда евро. В стране французская компания работает уже двадцать лет и имеет здесь три молокоперерабатывающих завода.

Заманчивые перспективы

Стремясь занять устойчивую позицию на крайне привлекательном продовольственном рынке России (по данным IGD Research, в период с 2004 по 2013 год его объем должен утроиться и составить 300 миллиардов евро), Danone уже давно рассматривал возможности для покупки активов. В начале 2000-х годов он нашел, как ему казалось, идеальную цель в лице компании «Вимм-Билль-Данн», местного лидера в производстве молочных продуктов и фруктовых соков. В 2002 году он приобрел 4% предприятия, намереваясь позднее значительно увалить свою долю или полностью поглотить компанию.

Тем не менее, в 2003 году в очень кратком официальном сообщении Danone говорилось о том, что французское предприятие «по обоюдному согласию» прекратило переговоры с «Вимм-Билль-Данн». Эта сделка вызывала недовольство российских властей, вздыхают сегодня в Москве. Договор с «Юнимилком» напротив получил полное их одобрение.

Оттепель

Danone был не единственной французской компанией, которая одно время не могла добиться ощутимого прогресса в России. У инвестиционных проектов Total также были свои взлеты и падения. В 2005 году ее попытка приобрести долю газовой компании «Новатек» окончилась полным провалом. Тем не менее, сегодня французское предприятие участвует в двух крупных энергетических проектах: Ямале и Штокмане.

Renault также удалось укрепить свои позиции после серьезных споров с российскими властями по поводу будущего «АвтоВАЗа». Москва хотела, чтобы французская компания увеличила свою долю в «АвтоВАЗе», которая и так составляла тогда 25%. Тем не менее, Карлос Гон (Carlos Ghosn) сказал свое веское «нет». Вместо этого он согласился расширить свою техническую помощь крупнейшему автопроизводителю России. Правительство в свою очередь дало толчок оказавшемуся в глубоком кризисе рынку с помощью бонусных выплат и взятия на себя обязательств по долгам предприятия из Тольятти.

Сейчас «АвтоВАЗ» с новыми силами возвращается на рынок и планирует выпустить в этом году более 450 000 автомобилей против 300 000 в 2009 году. Отношения российского и французского предприятия сейчас также наладились. Во всяком случае по официальной версии. Так, на прошлой неделе в Париже состоялась совместная конференция главы «АвтоВАЗа» Игоря Комарова и генерального директора Renault в России Кристиана Эстева (Christian Estève), на которой они осыпали друг друга поздравлениями.

Возобновление роста


Возобновление роста экономики после провального 2009 года заметно невооруженным глазом. И это подталкивает французские компании к тому, чтобы вновь запустить проекты в России. Alstom в ближайшее время подпишет договор и приобретении доли российского производителя железнодорожной техники ТМХ, с которым в прошлом уже заключил два крупных контракта.

В конце апреля в Saint-Gobain заявили о создании в Татарстане совместного предприятия по выпуску автомобильных стекол.

Sanofi-Aventis и Servier также намереваются увеличить свои производственные мощности в России. Первая компания подписала в декабре прошлого года меморандум о намерениях с одним из предприятий группы «Ростехнологии», тогда как вторая, стремясь занять лидирующее положение на Российском рынке (в первую очередь в области препаратов для сердечно-сосудистой системы), планирует расширить свой завод в подмосковном Софьино.    

Еще одной хорошей новостью стало то, что с ноября месяца Россия вновь начинает импортировать алкогольные напитки Pernod-Ricard. Значит ли это, что она, наконец, смогла поправить утерянное здоровье?